«После́дний Кольцено́сец» - Кирилл Еськов «После́дний Кольцено́сец» — роман Кирилла Еськова, представляющий собой апокрифическое описание событий трилогии Джона Толкиена «Властелин Колец» и последовавших за ней событий. Впервые издан в 1999 г. Роман, смешивающий криптоисторию, фэнтези и шпионский боевик, исходит из посылки, что текст Толкиена — «Красная Книга» — романтическая легенда народов-победителей, и при критическом подходе к нему как к историческому источнику может представиться иная картина событий Войны Кольца.
Образ мира
Автор пошёл на значительные отступления от канона Средиземья, пытаясь представить вымышленную сказочную вселенную в виде исторической в своём представлении; показать более реалистичные (чем в оригинале) причины событий и мотивировки главных героев. Многими сказочно-мифологическими элементами мира Еськов для этого пожертвовал: орки и тролли в этой версии оказываются лишь другими народностями, а вовсе не нечистой силой. Появление легенд о них связывается с желанием людей Гондора демонизировать своих врагов в памяти будущих поколений. Хоббиты также названы выдумкой. В мир вводятся новые элементы, такие, как спецслужбы, похожие на современные, хакимианская религия, отчасти похожая на ислам и т. п.
Мордор у Еськова — технологически развитое государство, сумевшее выжить и достичь величия усилиями своих учёных в условиях постепенного изменения климата, превращающего некогда зелёные равнины в бесплодную пустыню. Страны же Запада — обычные феодальные королевства, попавшие под влияние консервативных эльфов. Эльфы стремятся превратить Средиземье в бледную копию прекрасного, но статичного Валинора. Развитие новых технологий у людей угрожает величию эльфов, живущих знаниями прошлого. Война между Светом и Тьмой у Толкиена, у Еськова превращается в борьбу науки и технического прогресса с магией, причём автор открыто симпатизирует первому.
Научный базис
По словам самого автора, исходной посылкой для формирования подобного мира было желание согласовать картографический материал Средиземья, представленный Толкиеном, с известными в настоящее время законами, управляющими механизмом дрейфа материков. С точки зрения современных научных воззрений, Средиземье Толкиена физически невозможно в том виде, в котором оно описано — география Средиземья, если бы оно было единственным материком планеты, должна быть совершенно иной. Чтобы сделать Средиземье возможным, автору пришлось «расширить» мир — сделать Средиземье лишь малой частью мира, за границами которой существует множество других земель и народов.
Мир, в котором располагается Средиземье, переживает период очередной аридизации климата — сокращение полярных шапок, изменение характера воздушных и морских течений, перераспределение тепла и влаги на планете приводит к тому, территория, где располагается Мордор, постепенно превращается в бесплодную пустыню. Неграмотная попытка наладить орошение приводит к катастрофическим последствиям, окончательно уничтожив земледелие. «Кузница мира», самое грамотное, промышленно и научно развитое государство Средиземья, имеющее парламент, университет, промышленные предприятия, вплотную подошедшее к использованию электричества и пара, уже начавшее создавать летательные аппараты тяжелее воздуха, становится зависимым от внешних поставок продовольствия.
От себя:
Сюжет поначалу интригует: к умбарскому доктору является назгул(!), даёт тому своё кольцо и говорит что эльфы хотят изменить мир по-своему и их-де надо остановить. Для этого необходимо уничтожить Зеркало Галадриэль в Ородруине! Доктор почесал голову, прикинул что делать ему всё равно нечего, ну и решил попробовать. Далее текст резко делает финт ушами и вместо попыток осуществления этого грандиозного плана читатель узнаёт о каких-то мало понятных манипуляциях гондорского барона в Умбаре. С этого момента читается книга довольно тяжело - ну никак не представить Средиземье, напичканное шпионами, металлургией и какими-то полусовременными разработками. Более того, текст повествует о разных незнакомых персонажах по ходу дела, судьбы которых переплетаются только под конец, и только тогда читатель узнаёт " а зачем всё это было раньше".
В общем, прочитать можно, но, не читая, ничего не потеряешь.